«Автотрезвость» делает первые шаги в Казахстане
Каждый час на дорогах мира обрывается более 145 человеческих жизней. Даже в самых благополучных странах, с хорошими дорогами и современными, оснащёнными системами безопасности автомобилями! Самой ненадёжной «деталью» автомобиля остаётся человек – почти 90% аварий происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения. Пренебрегая не только здравым смыслом, но и законами, человек ставит под угрозу свою жизнь и жизнь окружающих. Наиболее тяжёлыми по последствиям являются аварии с участием нетрезвых водителей. И эта проблема, увы, тоже является интернациональной.
Об этом говорили 12 мая в Алматы на круглом столе «Профилактика управления транспортным средством в состоянии опьянения как одного из основных факторов риска в сфере безопасности дорожного движения», организованном Казахским автомобильно-дорожным институтом им. Л.Б. Гончарова (КазАДИ), Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ)и АНО «Зелёный круг» (РФ). В обсуждении приняли участие эксперты в области организации и безопасности дорожного движения России и Казахстана, научные сотрудники и преподаватели КазАДИ, представители органов власти, Департамента полиции города Алматы, представители общественных организаций в области безопасности дорожного движения, представители бизнеса. В России с 2013 года успешно реализуется социальный проект «Автотрезвость», направленный на предотвращение «нетрезвого» вождения: разработанный экспертами и утверждённый Учёным советом МАДИ модуль «Вождение автомобиля и алкоголь несовместимы» безвозмездно, благодаря поддержке частного бизнеса, передаётся в автошколы и транспортные компании. В рамках Договора о партнёрстве между КазАДИ и МАДИ, при поддержке «Перно Рикар Казахстан» проект «Автотрезвость» пришёл и в Алматы, где проект был представлен, а институту переданы все необходимые материалы (учебно-методическое пособие, видеоролики, презентация для ведущего занятие) и оборудование (очки, имитирующие состояние опьянения) для того, чтобы в будущем стать главной методической площадкой Казахстана по профилактике управления транспортным средством в состоянии опьянения.
Круглый стол открылся приветствиями проректора КазАДИ, депутата Маслихата города Алматы А.Р.Кабашева; проректора по международным связям и интернационализации КазАДИ, доктор PhD Ш.А.Бекмухамбетовой и научного сотрудника ПЛОБД МАДИ, магистра психологии, эксперта проекта «Автотрезвость» М.А.Плотниковой, зачитавшей приветствие В.Н.Алипы, проректора МАДИ по связям со странами СНГ.
Затем Ю.В.Денисова, директор АНО «Зелёный круг» рассказала об истории и опыте реализации социального проекта в России в контексте задач Глобального плана Второго десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения ООН. В России более 150 преподавателей автошкол и других образовательных учреждений, наркологов, сотрудников отделов пропаганды Госавтоинспекции в 16 регионах используют модуль «Автотрезвость» в своей профилактической работе – как с курсантами автошкол, студентами, так и водителями со стажем, в том числе лишенными права управления ТС. В регионах, где работа ведётся системно, при участии и органов власти, и ведомств, и общественных организаций, и бизнеса, - самые ощутимые результаты: статистика ДТП с участием нетрезвых водителей снижается. Например, на Кузбассе или в Башкирии. Ряд исследований и анкетирование курсантов показывают, что уровень осведомленности о проблеме и влиянии алкоголя на организм водителя после занятий повышается в два раза.
Выступившие на круглом столе представители Департамента полиции Алматы – Б.Т.Баятанов, заместитель начальника УАП, и Г.С.Узабаев, заместитель начальника УМПС – отметили, что проведение полицией рейдов и профилактической работы с водителями важный фактор в предотвращении ДТП. Но и качество подготовки водителей, безусловно, влияет на показатели. В Казахстане для того, чтобы получить водительское удостоверение, не обязательно учиться в автошколе. И при сдаче экзамена фактически не соприкасаются сдающий экзамен (тест и площадка, оснащенная камерами) и экзаменатор. С одной стороны, это снижает коррупционные риски. Но, как отмечали, представители общественных организаций, в частности, А.Шакуов, президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога", подготовка в лучших автошколах даёт курсантам намного больше, чем просто знания и навыки - это и ценностные установки поведения водителя на дороге, принципы защитного вождения.
Профессор КазАДИ Ш.М.Кобдикова, более 20 лет занимающаяся различными аспектами безопасности дорожного движения, подтвердила заинтересованность в распространении опыта проекта «Автотрезвость» и МАДИ в Казахстане.
После круглого стола желающие могли ближе познакомиться с практической частью модуля – почувствовать без единой капли алкоголя, что изменяется в поведении нетрезвого водителя. Упражнение с «пьяными очками» прошли и депутаты Мажилиса (парламента) Республики Казахстан Сырым Адамбаев и Канат Нуров, пришедшие на встречу с коллективом КазАДИ.
На следующий день, 13 мая, методика занятия «Автотрезвость: вождение автомобиля и алкоголь несовместимы» была представлена на показательном мастер-классе. Участниками занятия стали студенты КазАДИ – будущие специалисты в области организации и безопасности дорожного движения и преподаватели, которые впоследствии планируют адаптировать модуль для Казахстана. Так, старший преподаватель кафедры «Транспортная техника и организация перевозок» КазАДИ им. Л.Б.Гончарова М.А.Нохатов надеется, что после перевода материалов на казахский язык занятие «Автотрезвость» может появиться в расписании студентов и стать частью тренингов для профессиональных водителей.
И хотя главные слоганы проекта – НИ КАПЛИ ЗА РУЛЁМ, ПИТЬ-НЕЛЬЗЯ-РУЛИТЬ – ещё не переведены на казахский, все участники единодушны: алкоголь и автомобиль несовместимы!