Итоги исследования
Проект «АВТОТРЕЗВОСТЬ» на платформе oprosso провел исследование по выявлению осведомленности о влиянии алкоголя на организм и способность управлять автомобилем, выявления отношения взрослых и, в особенности, родителей к разговору с детьми и подростками об алкоголе. Опрос проводился в период с 14 июня по 25 июня 2020 г., в нем приняли участие 1035 человек.
Среди респондентов почти равное количество мужчин и женщин, в основном, поколений Х (1964 – 1984) и Y (1985 – 2003), преимущественно с высшим образованием. Подавляющее большинство участников исследования являются владельцами автомобиля или управляют им. Чуть больше половины имеют детей. Каждый пятый участник оставил свой e-mail, чтобы получить Памятку ответственного водителя от проекта АВТОТРЕЗВОСТЬ.
Менее трети участников впервые попробовали алкоголь после совершеннолетия, и более половины (54,49%) - в возрасте 14-17 лет.
Уровень осведомленности об алкоголе можно считать достаточно высоким: правильный ответ на вопрос, что такое алкоголь, - «этиловый спирт, этанол» - был выбран 661 раз[1]. Чуть больше половины участников верно выбрали период времени наступления опьянения после употребления алкоголя – от 5 минут до получаса. Почти половина опрошенных (47,54%) знают, что выведение алкоголя из организма невозможно ускорить ничем: ни сном, ни едой, ни баней или душем и т.п.; лидер неверных вариантов – «поспать» (примерно каждый шестой участник думает, что сон поможет ускорить выведение этанола, не принимая во внимание, что метаболизм в организме во время сна замедляется). Вопрос о том, сколько этанола способна переработать печень человека в час, вызвал затруднение – 374 участника признались в этом; хотя доля правильных ответов (10 г) достаточно высока – 331. Известно большинству принявших участие в исследовании и то, что в стакане (250 мл, 5°) пива, фужере (100 мл, 12°) шампанского или вина, рюмке (30 мл, 40°) водки или бренди – равное количество алкоголя. Действительно, алкоголь не бывает крепким или не крепким – молекула этанола одинакова в любом алкогольном напитке.
Наиболее употребительными словами, характеризующими отношение респондентов с алкоголем, стали «редко», «праздник», «умеренность» и «ответственность». Почти 60% опрошенных согласились с тем, что после принятия алкоголя человек не может дать адекватную оценку своему состоянию.
Возможно, это знание повлияло и на ответ о совместимости автомобиля и алкоголя: подавляющее большинство ответивших – 873 – никогда не садились за руль в нетрезвом виде. Однако примерно половина участников признались, что были свидетелями такого факта (440), причем не один раз (60 ответов). Вероятно, это повлияло на твердую позицию, позволяющую признать наличие в России проблемы нетрезвого вождения – 1013 положительных ответов! Наряду с выбранной значительным числом участников завышенной цифрой произошедших в 2019 году ДТП с участием нетрезвых водителей это показатель отношения к проблеме: зрелые люди с высшим образованием считают вождение в нетрезвом состоянии серьезной общественной угрозой, даже не зная истинных цифр статистики. Однако несмотря на такое отношение, большинство участников, скорее, не видят своей персональной роли в возможности повлиять на ситуацию, считая, что организатор вечеринки с алкоголем не несет ответственности за аварию, произошедшую с одним из выпивших участников после вечеринки. Возможно, это связано с тем, что люди не знают, каким образом они могут остановить садящегося за руль нетрезвого родственника, коллегу или незнакомого человека. Также, увы, треть участников опроса (35,56%) уверены в существовании «безопасной доли» алкоголя за рулем, принимая, вероятно, допустимую погрешность прибора за такую норму и игнорируя статью 12.8 КоАП РФ о запрещении алкоголя за рулем[2].
Второй тематический блок исследования был посвящен проблеме просвещения детей и подростков об алкоголе. Подавляющее большинство участников опроса (979) считают, что говорить с детьми об алкоголе – необходимо, при этом только 682 респондента на момент исследования являются родителями. В первую очередь, как считают опрошенные, важно опередить интерес ребенка к алкоголю и заранее рассказать об алкоголе и рисках его употребления. Более трети опрошенных считают оптимальным возрастом для такого разговора – 11-13 лет. Примерно равное число ответов собрали варианты 7-10 лет (265) и 14-17 лет (246). Только 5% всех участников опроса посчитали, что не нужно говорить с детьми об алкоголе и менее 2% посчитали, что такой разговор, скорее, навредит.
При этом, немногим более половины (56,33%) участников помнят, что, когда они были детьми, родители говорили с ними об алкоголе, и говорили, не ругая, а в конструктивном ключе. Такой разговор состоялся с ними, в основном, в возрасте 14-17 лет, а поводом для такого разговора стали увиденные на столе взрослых бутылки.
Примерно треть респондентов, имеющих детей, уже говорили с ними об алкоголе. Ключевое слово, характеризующее чувства во время этого разговора, - ответственность. Подавляющее большинство опрошенных не давали детям пробовать алкоголь и не планируют этого делать.
Сегодняшние и будущие родители, принявшие участие в опросе, не считают затруднительным поиск информации об алкоголе, его влиянии на организм и рисках употребления алкоголя, особенно детьми (хотя 538 участников, то есть более половины, признались, что «еще не искали»). Вероятно, такая убежденность связана с высокими коммуникативными навыками аудитории. Однако признались в том, что у них нет понимания, как правильно построить беседу, учитывая возраст ребенка (как начать разговор, какими словами объяснять научные понятия) и нет навыка говорить с детьми на такие сложные темы, как алкоголь, секс, развод, смерть и т.п. Такие знания респонденты предпочли бы получать от авторитетного врача или психолога или от компании с хорошей репутацией, например, социального образовательного проекта.
Рейтинг предпочтительных форматов на основании ответов участников выстроился так:
- Короткие видеоролики (427)
- Книга для ребенка, соответствующая его возрасту (289)
- Инфографика, схемы, комиксы (273)
- Краткие печатные форматы для взрослых – памятки, методические пособия (222)
Мнения о том, какой должна быть интонация в таких материалах, более серьезной или с долей юмора, разделились примерно пополам, с небольшим перевесом «серьезности».
Самым сложными для разговора участники посчитали такие темы:
- Как научить ребенка говорить «нет» алкоголю в компании сверстников (669)
- Как реагировать на подростка, который вернулся домой пьяным (401)
- Почему взрослые пьют алкоголь, а детям категорически нельзя (372)
- Как правильно поговорить об алкоголе с подростком, собирающимся на вечеринку (344)
Резюмируя, можно сказать, что чем выше осведомленность об алкоголе и его влиянии на организм, тем ответственнее поведение, как водителей, так и родителей, формирующих будущие поведенческие установки детей в отношении алкоголя вообще и употребления алкоголя за рулем, в частности.
В рамках проекта АВТОТРЕЗВОСТЬ ведутся учебные занятия для курсантов автошкол теми преподавателями-энтузиастами, которые по своей доброй воле включили учебный модуль в программу своих автошкол[3].
Кроме этого, в рамках проекта «Автотрезвость» в формате семинаров проходят просветительские занятия в различных взрослых аудиториях, на которых даются знания о влиянии алкоголя на организм, статистике ДТП с участием нетрезвых водителей, ответственности и альтернативах нетрезвого вождения. В обоих случаях обязательный элемент занятий – практическое упражнение с очками, имитирующими состояние опьянения[4].
Проведенное исследование подтверждает, на наш взгляд, необходимость включения учебного модуля «Автомобиль и алкоголь» в обязательную программу автошкол, что, однозначно, будет способствовать снижению уровня ДТП с участием нетрезвых водителей и смертности в таких авариях. И, во-вторых, подтверждается необходимость более широкой просветительской деятельности в направлении ответственного потребления. Причем, не только в разрезе «автотрезвости», но и шире. Алкоголь сопровождает человечество на протяжении многовековой истории и фактически является частью нематериального наследия и культуры – как в части производства, так и потребления, поэтому только запреты и угрозы вряд ли сформируют ответственное отношение к этому легальному продукту.
Благодарим всех участников опроса за активную позицию, а компанию oprosso за предоставление площадки для проведения исследования!
[1] Часть респондентов являются сотрудниками компаний производителей и дилеров алкоголя. Вероятно, этот фактор также повлиял на уровень осведомленности.
[2] В 2018-2019 гг. в МГППУ проводилось исследование «Влияние учебного модуля «Автотрезвость» на этапе подготовки водителя на безопасное поведение начинающего водителя». Исследование показало, что после прохождения модуля в 2 раза (с 41%до 93%) увеличивается число людей, считающих невозможным доверять личным ощущениям о способности управлять транспортом после употребления любой дозы алкоголя. – Плотникова М. Доклад. Семинары по обеспечению БДД, 5 декабря 2019 г. – Сборник докладов
[3] Точный подсчет автошкол и преподавателей затруднен тем, что отсутствует механизм постоянной обязательной регистрации в проекте. После прохождения обучающего семинара преподаватели получают сертификат на право ведения модуля. Такой сертификат получили более 250 преподавателей в 14 регионах.
[4] Используются либо очки Fatal Vision – www.drunkbusters.com , либо специально разработанное в рамках проекта «Автотрезвость» на спонсорские пожертвования приложение для Android - оно доступно в Play Market по коду, который единоразово высылается после прохождения обучающего методологического семинара и получения сертификата на право ведения модуля.